shkola.psychosoft.ru

Место времени
Газета ЛПШ 2005

На главную страницу
Летняя Психологическая Школа МГУ им. М. В.Ломоносова
"Психология и Время" 8-12 сентября 2005 г.
Дух этой Школы для меня
в единстве порыва мысли.
Ю.К. Стрелков

Тысяча советов и одна ночь…
Наступила последняя одна ночь… Сейчас почти 2 (уже 5) часа утра (время и редактор вносят поправки в наш текст). Мы начинаем писать и печатать газету Летней Психологической Школы МГУ. За эти дни большинство авторов статей спали не больше 5-ти часов, но это только обостряет наши воспоминания…Мы попытаемся передать свое впечатление от школы, сохранить его во времени вне ее.

Создатели газеты

Впечатления:

«Я ехала сюда отдыхать, я полностью выполнила все свои намеченные и долго вынашиваемые цели.
На мероприятия я ходила как в кино, мне нравилось смотреть за людьми, как они говорят, как жестикулируют, как одеваются. Когда человек говорит, о нём можно очень много понять. Я открывала многих людей заново для себя.
Я наслаждалась воздухом, солнцем, мне во что бы то ни стало хотелось продлить свои дни лета. Я считаю, что мне это удалось. У каждой школы своё лицо, у каждой школы много лиц, ровно столько же, сколько у неё участников. Я увидела эту школу для себя такой. Это был отдых для меня, этот сказочный пруд, божественный лес. Я лазила через забор, под деревьями и между кустами, я загорала на мосточках, любовалась отражением деревьев в чёрной глади пруда, у меня было ощущение, что я попала в сказку вне времени и пространства. Для меня эта школа оказалось такой. Это то, что увидела я, то что унесу в своей душе, то, чем мне захотелось поделиться с вами» (Настя).
«Очень много внимания мы уделили пониманию сути времени, к сожалению, так и не поняв, что с этим делать». (Кирилл).
«Я хочу поделиться своим впечатлением о времени на школе. Для меня это был короткий информационно
насыщенный отрезок времени. Но когда я связывалась с Москвой, возникало ощущение, что я не была там месяц». (Маргарита)
«У меня возникает только одна ассоциация. Когда бросают зерно, а на нем висит этикетка «время», и как будто что-то начинает расти, но я не знаю, что из этого вырастет». (Света).
«Мне на этой школе временами не хватало акта творчества. Когда в одном месте собирается столько неординарных людей для меня странно, что это не рождает нечто большее... Должно что-то произойти, они не СЛУЧАЙНО здесь собрались, в этот момент, в этом месте. Когда этого акта творчества не происходит, остается незавершенность» (Лена).

Диалоги о …

…докладах: «Я заметила, что на лекциях часто начинался диалог двух корифеев, а студенты «выпадали»». (Маргарита)
«Это большое удовольствие - слушать разговор двух умных людей. Когда сходятся два танка, бывает интересно». (Соня)

…костре: Поход к костру с закрытыми глазами вызвал противоречивое ощущение у различных участников. «Это сказочное ощущение. Люди, которым ты доверяешь, какое-то другое пространство. Мне очень понравилось, как мы шли к костру с закрытыми глазами».(Соня)
«Я не стала закрывать глаза, потому что мое чувство безопасности кричало. Мне трудно отдать управление такой ситуацией в руки малознакомого человека». (Лена)

…творческом вечере, начатом Машей Корниловой: «Многие из нас любят стихи Бродского, но мы совершенно по-разному воспринимаем ритм его стихов, и не было двух людей, у которых ритм бы совпал. Знакомые тексты кажутся новыми, когда ритм другой». (Лена).

…мастер-классе: «Самые запоминающиеся впечатления были от тренинга про время жизни, когда реально всех вставило простое упражнение записать свои заботы. Я, например, ушла просто как будто меня всю взъерошили». (Настя)

«Мне больше всего понравился тренинг В. В. Летуновского, потому что там вдруг мы увидели жизнь обозримо. Было впечатление в один момент, что жизнь уже прожита. И это дает жизни осмысленность и понимание того, что нужно выбирать главные задачи, потому что иначе можно не успеть. Несмотря на ускоренный темп дальнейшей жизни нужно находить время, чтобы собираться вместе, поговорить по душам, попеть под гитару. А без этого жизнь превратится в дурную бесконечность и все равно скоро кончится». (Соня).

Пара фраз…
«Можете ли Вы это КЕНТАВРИРОВАТЬ»? (Ю.И.Фролов)
«Время – это очень удобная основа для профанации. Есть сенсорная основа? Нет ли ее? Вот А.И.Донцов сказал, что времени нет»

Методологические штрихи.

Появление в Школе Новосибирского Философа отразилось в решительном наступлении классической философской мысли на неокрепшие позиции психологической методологии.
Слово философа Ромы:
«Физика развивалась как нормальная наука, и благодаря этому у нас есть, например, мобильный телефон. А где у психологии мобильный телефон?»

Давайте не уходить в физику. Ушел в физику – клади 3 рубля! Ю. К. Стрелков

Заметки на полях (слово редактора). Сказка, рассказанная на ночь (посвящается вечерним просмотрам фотографий и мультфильмов)
Нам рассказали две удивительные сказки без слов: сказку об остановленном миге и сказку об утекающей жизни. Несколько мгновений складываются в целую жизнь, которую можно поместить в альбом... Как же так? В нескольких мгновениях можно вместить целую жизнь со всеми ее... с чем?
Очень задело, что мы сделали попытку препарировать акт творчества и заставить художника ответить на вопрос «зачем?». Для меня искусство «низачем».
Мы попытались превратить произведение искусства в инструмент, сделать из Джоконды микроскоп. Фотография как искусство и как продукт деятельности для меня совершенно разные вещи. Елена Е.

Студенческие доклады

Доклад Полины Сиголаевой вызвал бурную реакцию. Полина, не став пересказывать всякие книжки, сказала свое мнение: «Временную перспективу: прошлое, настоящее, будущее надо все время держать в голове, и тогда будет больше ответственности за то, что ты делаешь. Обычно люди думают: «ну ничего… не нравится, потом я исправлю. Поссорюсь, потом помирюсь. Выйду не за того замуж, потом разведусь» и т.д. Религия - это один из возможных способов задать эту перспективу».
Доклад Маши Корниловой: «для людей, ориентированных в своей профессиональной деятельности на процесс, надо структурировать не время, а саму деятельность. Можно попробовать разбить деятельность на мелкие интервалы и стремиться не к конечной цели сразу, а к достижению отдельных этапов. Подцелей. Абстрагироваться от времени».
Доклад Ани Фам: «Есть 2 типа людей: люди, которые выбирают прошлое и люди, которые выбирают будущее. И когда человек выбирает прошлое, то это его ограничивает. А когда человек выбирает будущее, то он открыт опыту, открыт новому, открыт людям и становится созидателем свой жизни».
Знакомство и интерактивный проект «Психолог вчера, сегодня, завтра»: «Это существенно подняло эмоциональный градус. Люди за отведенный промежуток познакомились, построили машину времени, сочинили и продемонстрировали интересные сценки. Мы смогли почувствовать время не только на рациональном, но и на аффективном уровне познания».

Впечатление о группах

Группа Филиппа Барского. «Я решил на своем тренинге поставить эксперимент (но не над участниками тренинга!), объединив форму и содержание. При подготовке я рассматривал варианты научного семинара и тренинга с упражнениями, но потом отказался от них, как одинаково неэффективных. Перед школой я в течение нескольких недель мучил организаторов е-мэйлами о том, что же нужно. В конце концов, обсуждение продолжалось до 4-х часов утра предшествовавшей тренингу ночи. До последнего момента я придерживался варианта тренинга, посвященного случайности. Потому что случайность, на мой взгляд, незаслуженно обойдена вниманием психологии. Но потом, после обсуждения ночью, я отказался и от этого названия тоже, но подумал, что будет интересно оставить его, как «бывшее», отразив тем самым то, что концепция менялась во времени до последнего момента. Отчасти мной руководила постмодернистская идея о том, что различные типы знания и опыта равны между собой. Т.е. при наличии поставленной проблемы тренинг с упражнениями, структурированная научная дискуссия или медитация будут по-своему «работать». При отсутствии проблем не будет работать ничего. Поэтому я решил активно и даже демонстративно устранить себя в качестве ведущего группы. Я думаю, что в достаточной степени мне это удалось, потому что человек, который постоянно доверяет свои решения монетке, являет собой воплощение случайности. Я постарался ввести случайность в группу как действующее лицо, а не как предмет обсуждения. Это неизбежно повлекло за собой риск. И происходящее в группе в значительной мере зависело от действий, которые совершали участники, отношений, которые сложились в данной конкретной ситуации, и больше, собственно, ни от чего. Я очень рад, что группа не «развалилась», хотя, конечно, были недовольные».
Группа Елены Евгеньевны Соколовой:
Слово участника: «Сидели на траве, на солнышке, дул ветерок. Сначала Елена Евгеньевна обозначила много проблем, которые характерны для исторической психологии. Там была не только проблема поступка, но и проблема гуманитарного и естественнонаучного подходов. Но мы стали раскручивать поступок. Мы предположили, что именно в нем кристаллизуются все эти проблемы. Я лично не понимаю при чем тут эта категория (поступка). Мы говорили про декабристов. Как же это люди, выросшие в одной среде, читавшие одни и те же книги, выросли такие разные? Одни стали декабристами, а другие - нет? А вот как же это так? А другой, третий? У него было запредельное торможение. Вот мы и разбирались с этой сложнейшей задачей. Главное: «как же это так?». И тут на арену выходит поступок как нечто сознательное, ответственное... А почему одни стали, а другие не стали, этого ответа не было. Высказывалась мысль, что декабристы черпали идеалы из художественных книг, потому что книги были эстетизированы. Они не читали скучных книг, в которых были одни лишь факты. И через эти художественные книги они усваивали идеалы какого-то там общества, может быть, римского, не знаю».

Группа Александра Кремлева:
«Вечером в пятницу я позвонил Ане, чтобы сказать, что твердо не приеду. Но, начав говорить, понял, что пропустить школу не могу, и побежал на электричку. Здесь нас сначала не пускала привратница (она уснула). Зато потом мы общались с коллегами на балконе, и там было классно. Что касается группы, я к ней практически не готовился и старался дать больше говорить студентам. Поскольку многие читали книгу Мамардашвили, дальше процесс пошел сам собой».

Из доклада группы А. Кремлева:

«Субъективное время пропорционально количеству информации на единицу физического времени». (А. Кремлев)

Из доклада группы А.Кремлева:
Кирилл: Я не слишком витиевато говорю?
Анатолий Николаевич: Не более витиевато, чем Мамардашвили!

Группа Филиппа выступила с докладом Без темы (бывшая тема доклада «случайность»).
Текст доклада:
-УЭ-УЭ-УЭ!!! (Марина).
- УА-УА-УА. (все).
- Ооо – ооо – ооо – ооо – ооо – ооо - ооо… (громко и не без Романа Философа).
На вопрос: «Что это? В чем смысл этого? Зачем это?» - докладчики ответили исчерпывающе:
-УЭ-УЭ-УЭ!!! (Марина).
- УА-УА-УА. (все).
- Ооо – ооо – ооо – ооо – ооо – ооо - ооо…
 

Елена Евгеньевна Соколова: «Занимаясь проблемами исторической психологии, мы затронули практически все проблемы психологической науки: предмет, методологию, историю и т.д. Но, что особенно важно для молодежи, мы затронули проблему нравственного самоопределения человека
Школа не только формирует знания, но и дает интенции относительно их собственного выбора в этом нравственном поле. В этом смысле, мастерская Дмитрия Алексеевича Леонтьева очень хорошо коррелировала с тем, что происходило у нас на группе.
Эксперимент в исторической психологии не только помогает нам лучше понять прошлое, но и дает опору человеку в настоящем.
Это была очень хорошая школа. Я действительно почувствовала себя намного моложе. Мне очень понравилось то, что это была поистине студенческая школа. Студенты делали все сами, преподаватели лишь приезжали и уезжали. И вообще, мне очень понравилось то, что студенты все больше стали походить на уже состоявшихся специалистов.
Время на этой школе – было, как мне кажется, лишь поводом поговорить о психологических проблемах. Главное, что за эти 5 дней каким-то образом изменилась внутренняя психологическая структура у тех, кто сюда приехал, и мы многое отсюда вынесли..»

Все материалы на сайте http://shkola.psychosoft.ru

На главную страницу