Об источниках неклассической психологии.

 

(Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.

М., Педагогика, 1989. стр.475-478)

 

Я уже не первый раз выступаю с докладом о Льве Семёновиче Выготском и должен сказать, что каждый раз, когда я делаю тот или иной доклад о его трудах и о нём самом, то всегда испытываю некоторое волнение, связанное прежде всего с тем, что я в последние годы его жизни работал с ним, так сказать, рядом, очень хорошо его знал, в известном смысле даже дружил с ним, если можно назвать дружбой отношения учителя и ученика. Вместе с тем при чтении и перечитывании работ Льва Семеновича у меня всегда возникает ощу­щение, что чего-то я в них1 до конца не понимаю. И я все время стараюсь найти и отчетливо сформулировать ту центральную идею, которая руководила им с самого начала его научной деятельности до самого ее конца. Когда читаешь его последние работы, создает­ся впечатление, что их внутренний скелет глубоко скрыт за Монб­ланом конкретных фактов, полученных в самых различных исследова­ниях, которые трудно соединить в нечто вполне целостное. Поэтому и хочется восстановить внутреннюю логику его жизни как исследова­теля, как ученого и определить, когда и как был сформирован це­лостный скелет его подхода к психике человека. Поэтому один из первых вопросов, который возникают при анализе творческого пути Льва Семеновича,это вопрос о времени и содержании его ранних психологических исследований.

Обычно начало научной деятельности Выготского в психологии связывается с 1924 г., когда он впервые выступил на I Всероссий­ском съезде по психоневрологии со знаменитым своим докладом о ме­тодике рефлексологического и психологического исследования. Я за­даю себе вопрос: как мог дерзнуть человек, впервые выступающий перед широкими кругами научной общественности и зараженный тог­дашней рефлексологией, отстаивать те идеи, которые он выдвинул? Значит, можно предположить, что до этого им была проделана гро­мадная работа, которая позволила ему так выступить.

Мы знаем из биографии Льва Семеновича, что он уже в студенче­ские годы интересовался проблемами искусства, литературоведения и т. д., что он еще до окончания университета написал монографию, которая была посвящена Гамлету-(она теперь опубликована в каче­стве приложения к его книге «Психология искусства»). После же окончания в 1917 г. университета и до 1924 г. Лев Семенович проде­лал громадную внутреннюю работу, именно внутреннюю, потому что внешне он в г. Гомеле был очень занят многими практическими дела­ми, правда, часть из них была так или иначе связана с психологией. И у нас есть основания полагать, что книга «Психология искусства», которую он защитил как диссертацию уже в 1925 г., была подготов­лена им в гомельский период жизни (ведь невозможно предста­вить себе, чтобы за год после приезда в 1924 г. в Москву он мог ее сделать).

Но это значит, что эта книга была готова у Л. С. Выготского до того, как он выступил в 1924 г. на съезде; значит, можно предпо­ложить, что она была источником той внутренней силы, которая по­зволила ему так смело выступить на нем с докладом. Но это же зна­чит, что он, занимаясь психологией искусства (в его понимании), вместе с тем подготовил глубокие основания для громадного теоретического рывка в разработке ряда фундаментальных общепсихологических проблем.

Как это могло получиться? На мой взгляд, это связано с таким глубоко оригинальным пониманием Львом Семеновичем метода психологии искусства, которое его и вывело в конце концов на решение общепсихологических задач. Дело в том, что он предпринял попыт­ку создать метод объективного анализа продуктов художественного творчества (в данном случае литературных художественных произведений). Собственно говоря, он стремился выяснить, как они реально построены, чтобы вызвать у читателей соответствующие эмоции или изменить у них уже существующие аффективно-смысловые образования (или даже построить их заново). И можно ли такое сделать средствами художественного произведения? Л. С. Выготский отвечает на этот вопрос положительно, но связывает свой ответ с проблемой метода объективного анализа этих средств.

Направление метода, с его точки зрения, можно выразить общей формулой от формы художественного произведения через функ­циональный анализ его элементов и структуры необходимо идти к вос­созданию определенного аффективно-смыслового образования, кото­рое автор произведения хочет передать читателям. Образование уже существует объективно в литературном произведении, и оно дано тем, кто его читает. Поэтому очень важно найти элементы структу­ры произведения, понять их функциональный смысл и какую функцию они играют в том, чтобы вести за собой читателей, вынуждая их при­нять или, может быть, отвергнуть то или иное аффективно-смысловое образование.

Л. С. Выготский проводит именно такой анализ ряда литератур­ных произведений (басен, новелл, драм) и показывает, как посредст­вом своих художественных структур они, воздействуя на читателей, организуют и направляют сознание последних на вполне определен­ные аффективно-смысловые образования. Всякий истинный писатель (и художник вообще) решает именно эту задачу.

Проделанное Львом Семеновичем имеет глубокий психологичес­кий смысл: разрабатывая свой подход к анализу художественных произведений, Выготский вместе с тем создал основы совершенно новой, я бы сказал, неклассической психологии, сущность которой состоит в следующем. Первичные формы аффективно-смысловых об­разований человеческого сознания существуют объективно вне каж­дого отдельного человека, существуют в человеческом обществе в виде произведений искусств или в других каких-либо материальных творениях людей, т. е. эти формы существуют раньше, чем индиви­дуальные или субъективные аффективно-смысловые образования.

Признание их объективного существования вне индивидуаль­ного сознания является, с моей точки зрения, чрезвычайным шагом в психологии. Оказывается, они изначально существуют не во мне, не внутри меня, живя по своим законам, как это предполагали все субъективные идеалисты, а существуют по своим особым законам в объективной действительности, в обществе, в его жизни, в его творчестве. И всякий отдельный индивид, который входит в эту об­щественную жизнь, их там находит и присваивает.

Дело происходит не так, как полагает классическая психология, когда якобы чувство, рождаемое в одном человеке, заражает всех,все происходит как раз наоборот: «переплавка» чувств у каждого человека совершается силой социального чувства, которое объекти­вировано во внешних предметах искусства как своеобразных орудиях общества. Искусство есть общественная техника чувств, орудие об­щества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и личные стороны нашего существа. Чувство человека становится личным, когда каждый из нас переживает то или иное произведение искусства. Искусство становится личным, не переставая при этом, конечно, оставаться и социальным.

Таким образом, оказывается, что знаменитый общий генетический закон, сформулированный Л. С. Выготским и говорящий о формиро­вании высших психических функций человека по принципу превраще­ния интерпсихических процессов в интрапсихические, был в своих внутренних и глубинных основаниях проработан им именно при соз­дании метода объективного анализа литературных произведений, изложенного в «Психологии искусства».

Когда я понял это обстоятельство, то ясно представилось, что, разрабатывая проблемы психологии искусства, Л. С. Выготский одно­временно создавал общую схему исследований в объективной психо­логии, связывал ее суть и ее смысл.

Я называю это неклассическим подходом к психологии. И с этой точки зрения, Л. С. Выготский является основоположником некласси­ческой психологии психологии, которая представляет собой нау­ку о том, как из объективного мира искусства, из мира орудий про­изводства, из мира всей промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека.

Только вполне ориентируясь в сути такой психологии, можно по-настоящему понять и оценить подлинный вклад Л. С. Выготского в постановку и разработку проблем, связанных с ролью символо-знаковых систем в становлении человеческого сознания, с определением содержания и функций знаковых операций в этом процессе.

В этом состояла та главная идея, тот смысл, которым руководст­вовался Л. С. Выготский всю свою научную жизнь. И мне кажется, что основная историческая функция, которую он совершил в нашей советской психологии, была связана с созданием им основ объектив­ной неклассической психологии.

Многие наши психологи проводили свои исследования, с разных сторон углублявшие русло такой психологии. Правда, не все они и не всегда отдавали себе должный теоретический отчет о подлинном направлении своих поисков. Некоторым из них мешала натуралисти­ческая установка, имеющая большие традиции в психологии. Задача современных психологов состоит, на мой взгляд, в том, чтобы до­статочно полно оценить и осознать наше наследие в области разра­ботки неклассической психологии, а также, опираясь на это насле­дие, своими исследованиями интенсивно продвигать ее вперед.