shkola.psychosoft.ru

МГУ им М.В.Ломоносова. Факультет Психологии.

Школа состоялась!

Летняя психологическая студенческая школа
"Психология классическая и неклассическая"
посвященная памяти Д. Б. Эльконина, прошла под Москвой в ДО Высокое 9-12 сентября 2004 г.

Научные руководители Школы
А.Г. Асмолов

Еще раз поздравляем участников школы и благодарим всех тех, благодаря кому эта замечательная встреча стала возможной.

До встречи на Л(З?)ПШ 2005

Наш адрес: shkola@psychosoft.ru



Программа школы
Что такое студенческая школа?
Литература по теме

На Школе предполагается обсуждение следующих проблем:
Что такое неклассическая психология?
Гуманитарная парадигма в психологии: за и против.
Психология в контексте наук о мире. Новые горизонты знания о человеке.

Поиск решений будет происходить в форме докладов старших коллег с последующим обсуждением сказанного, большого совещания в малой группе, вечерней лекции и даже мастер-классов. Также мы обратимся к научным и личным воспоминаниям, вернемся в прошлое, просмотрев видеозапись лекции М.К. Мамардашвили. Одноклассниками, гостями и друзьями Школы будут: В.М. Алахвердов, Ю.И. Александров, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Л.Я. Дорфман, А.Н. Кричевец, Д.А. Леонтьев, О.В. Митина, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский, В.С. Собкин, Е.Е. Соколова, В.В. Умрихин, Б.Д. Эльконин, А.В. Юревич…

Силами школьников произойдут выборы следующего президента Школы.

Для участия в Школе студентам и аспирантам необходимо прислать на конкурс один из следующих вариантов работ:

1. Эссе методологического характера (например, "Пути научной психологии в 21 веке - как это может быть").
2. Тезисы - по методологии, истории психологии или фундаментальным проблемам психологии - в рамках тематики Школы.
3. Тезисы своей научной работы (курсовой, диплома и.т.д.) при условии специального обсуждения её методологического аспекта

Не забудьте написать о себе в письме: в каком вузе/факультете/кафедре учитесь, какая курсовая работа (область).

Работы принимаются по адресу lpsh@mail.ru

Д О   3 1   И Ю Н Я

По всем вопросам и со всеми сомнениями обращаться на lpsh@inbox.ru
к Анне Леонтьевой и Инне Пасечник.

Проводим лето игрой в неклассики!

Информационную поддержку проекта осуществляет:
http://www.flogiston.ru

Психологический журнал о ЗПШ 2003
Зимняя психологическая школа 2003 - материалы

Что такое студенческая школа?

Что такое студенческая школа? Во-первых, это возможность выйти за рамки студент - преподаватель1 и как коллега с коллегой поделиться взаимными сомнениями и вместе искать точки опоры в загадочной психологии. Школа - это погружение, ситуация хронотопа, когда время отсчитывается по иному, и четыре дня в пансионате становятся особым миром, живущим по своим законам. В этом особом мире идеи, которые кажутся привычными и простыми вдруг оборачиваются новым значением. И главное, этот мир создаётся впервые и единственный раз именно теми людьми, которые решились приехать на Школу, и в этом пространстве твоя мысль также является источником новых идей для других.

Кто придумал, что такое вообще возможно и зачем это нужно серьёзным людям на факультете психологии? Когда-то наши преподаватели были студентами, и эта весёлая компания нашла новый способ учиться. Они вместе со своими учителями (Е.Ю.Артемьевой, А.Н.Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и др.) уезжали от факультета подальше, чтобы оказаться к психологии поближе. А тогдашние студенты - это А.Шмелёв, А.Ерофеев, В.Петренко, В.Столин, А.Подольский, Д.Леонтьев, В.Петровский…

А чем мы отличаемся от тех студентов? Пока неизвестно. Известно только то, что мы на такой Школе не были. И зная это, они - теперь наши преподаватели - организовали Школу в прошлом году. Не потому, что хотели нас ещё поучить, а для того, чтобы познакомиться и услышать наши идеи, попытаться вместе найти новые решения. Называлась та школа не самым увлекательным (в начале) названием "Теория деятельности Леонтьева"2. Теперь такую Школу организуем мы сами - студенты факультета психологии МГУ.

И почему мы выбрали такое название: "Психология классическая и неклассическая" и говорим о методологии? Дело в том, что какой бы областью психологии ты не занимался, приходится определять для себя: что является аксиомой, а что нужно доказывать? что считать своей целью, а что нет? что является проблемой, что результатом? где границы помощи психолога? изучаешь ли ты своими методами ту реальность, которую хочешь описать или, как сказал Ж.Бине, интеллект - это то, что я меряю своим тестом?.. А это всё сводится к одному - методологии психологии. Методология в классическом смысле слова - это и есть наука о том, как выделить предмет психологии и как адекватно с ним работать, какую парадигму построить. Именно поэтому такая "глубинная" тема позволяет обсудить практически все свои сомнения.

И всё-таки, что же такое неклассическая психология? Это психология, которая стремится охватить развитие целостного человека, его взаимодействие с миром - таково требование времени. И сейчас эта проблема решается с разных точек зрения: идеи возникают и в естественнонаучных областях, и в гуманитарном знании, и в разных направлениях самой психологии. Давайте вместе познакомимся с этими идеями, сопоставим и обсудим их. Идеология Школы - построить диалог между различными направлениями в психологии и вне её, и именно поэтому для нас важно участие как студентов и аспирантов из разных городов и вузов, так и представителей разных отраслей.

Как подготовиться к Школе? Во-первых, к этой Школе готовы все, потому что каждый сталкивается и как-то решает для себя обозначенные выше проблемы. А значит можно отрефлексировать и какие-то свои мысли по ним. Во-вторых, чтобы диалог мог состояться, советуем познакомиться хотя бы с некоторыми размышлениями профессионалов. Основные из них: Д.Б. Эльконин (Об истоках неклассической психологии // Избранные психологические труды), А.Г. Асмолов (Как нерациональным объять рациональное // По ту сторону сознания), А.А. Леонтьев (Избранные главы неклассической психологии // Деятельный ум), а также соответствующие работы других приглашённых на Школу участников и сборники различных направлений (например, "Теория деятельности: проблемы и перспективы", "Синергетика в психологии" и т.п.). Возможно, прочитанное и вызовет тот отклик, который выльется в методологическое эссе. Более старшие участники могут представить тезисы своих научных работ, специально обсудив при этом их методологический аспект.

Напоминаем, что эти работы должны быть представлены на конкурс не позднее 31 июня 2004 года по адресу lpsh@mail.ru. Объем представленных материалов не должен превышать 3 страниц (шрифт - 12, интервал - 1,5).

Анна Леонтьева, Инна Пасечник. 4 курс
lpsh@inbox.ru - все вопросы и сомнения.

Литература по теме:
Эльконин Д.Б. Л. С. Выготский сегодня
Эльконин Д.Б. Об источниках неклассической психологии
Леонтьев А.А. Деятельный ум. Часть 3. Избранные главы неклассической психологии


1Опыт общения за пределами обычного формата со всеми названными в программе учёными показывает, то они - действительно люди.
2 О той школе см. ссылку на сайте psychosoft.ru